Рассмотрение финансовой организацией заявления потребителя о восстановлении нарушенных прав
В нормативном акте или договоре может быть установлена обязанность потребителя обратиться к финансовой организации с заявлением об исполнении обязательства. Если такая обязанность есть, потребитель не вправе направлять финансовой организации заявление о восстановлении нарушенного права, пока не наступит любое из обстоятельств:
- потребитель получит решение финансовой организации по заявлению об исполнении обязательств;
- истечет срок рассмотрения такого заявления, установленный нормативным актом или договором.
В нормах о сроках рассмотрения заявления уточнили, что он продлевается, если последний день срока приходится на нерабочий день.
Права финансового уполномоченного при рассмотрении обращения потребителя
Уполномоченный сам определяет состав и объем информации, запрашиваемой у финансовой организации. Критерии — относимость к спору и обеспечение полного, всестороннего рассмотрения обращения.
Сведения направляют через личный кабинет, который ведет ЦБ РФ или служба обеспечения деятельности уполномоченного. Подписывают их квалифицированной ЭП. Если информация на иностранном языке, нужно представить нотариально заверенный перевод.
У финансовой организации есть 5 рабочих дней, чтобы дать уполномоченному обоснованный ответ о невозможности предоставить информацию. Если есть подтверждающие документы, их нужно приложить.
Уполномоченный вправе запросить информацию у любой финансовой организации, а не только у той, на которую пожаловался потребитель. Сроки ответа на запрос те же.
Если потребитель обратился в адрес ненадлежащей финансовой организации, уполномоченный вправе заменить организацию. Согласие на возможную замену должно быть отражено в обращении потребителя. Детально урегулирован порядок такой замены.
Если в обращении указаны несколько финансовых организаций, уполномоченный разделяет такое обращение на несколько по числу организаций.
Обжалование решения финансового уполномоченного в суде
Финансовая организация должна направить финансовому уполномоченному и потребителю не только копию заявления об оспаривании решения, но и приложенные документы, которых нет у данных лиц. Срок — 1 рабочий день со дня подачи заявления.
Появилось 5 новшеств в том, как уполномоченный приостанавливает исполнение своего решения до разрешения спора в суде:
- предусмотрели, что к ходатайству финансовая организация должна приложить документы, подтверждающие обращение в суд;
- установили срок, в течение которого уполномоченный должен отреагировать на ходатайство финансовой организации, — 5 рабочих дней;
- конкретизировали, до какого именно момента приостанавливается исполнение решения (например, до дня вступления в силу итогового постановления по делу);
- урегулировали порядок приостановки, если финансовая организация обжаловала решение только в части;
- финансовую организацию обязали через личный кабинет направлять копии некоторых судебных постановлений в течение 5 рабочих дней со дня их получения.
В случае неисполнения не приостановленной части решения, финансовый уполномоченный по заявлению потребителя выдает ему или направляет судебным приставам удостоверение для принудительного исполнения данной части решения.
Иные изменения
Регламентировали порядок исправления описок или явных арифметических ошибок в решении финансового уполномоченного.
Служба обеспечения деятельности финансового уполномоченного без доверенности представляет его интересы в судах, а также в отношениях с любыми организациями и физлицами.
К компетенции финансового уполномоченного отнесли рассмотрение имущественных требований, связанных с пенсионными договорами и договорами об обязательном пенсионном страховании, отдельных видов требований к негосударственным пенсионным фондам. Детально урегулировали особенности рассмотрения таких требований.
Документ в СПС КонсультантПлюс
Источник публикации-КонсультантПлюс,2023