Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется министерством труда и социальной защиты Кузбасса. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в области квотирования рабочих мест, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Кемеровской области — Кузбасса. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении работодателей, которым в соответствии с законодательством установлена квота для приема на работу инвалидов.
Объектом контроля является деятельность, действия (бездействие) работодателей, в рамках которых должны соблюдаться следующие обязательные требования: соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов (часть 6 статьи 38 Закона о занятости, статья 2 Закона N 106-ОЗ); ежемесячное информирование государственной службы занятости о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Отнесение объектов контроля к категории риска осуществляется путем подписания усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном пунктом 13 Правил формирования и ведения единого реестра видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, являющихся приложением N 1 к Правилам ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 N 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)», данных об объекте контроля с указанием сведений о работодателе, описания объекта контроля и присвоенной категории риска в перечне объектов контроля.
При определении критериев риска оценка добросовестности работодателей проводится с учетом следующих сведений (при их наличии): реализация работодателями мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности; предоставление работодателем доступа Министерству к своим информационным ресурсам; независимая оценка соблюдения обязательных требований; добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей; заключение работодателем со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба); отсутствие нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведения обязательных профилактических визитов или контрольных (надзорных) мероприятий.
В случае если объект контроля не отнесен министерством к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
К категории значительного риска относятся работодатели, у которых численность работников превышает 35 человек, при наличии в течение 2 лет, предшествующих текущему году, одного из следующих условий: вступление в законную силу постановления о назначении административного наказания должностному лицу работодателя за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; вступление в законную силу постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица работодателя на основании пункта 2 части 1.1 статьи 29.9 или пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; вступление в законную силу постановления о назначении административного наказания должностному лицу работодателя (работодателю) за административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с непредставлением или несвоевременным представлением сведений (информации) в области квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов); вступление в законную силу постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица работодателя (работодателя) на основании пункта 2 части 1.1 статьи 29.9 или пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К категории среднего риска относятся работодатели, у которых численность работников превышает 35 человек, при наличии в течение 3 лет, предшествующих текущему году, предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, предусмотренных частью 6 статьи 38 и пунктом 7 части 1 статьи 53 Закона о занятости, вынесенных Министерством.
К категории умеренного риска относятся работодатели, у которых численность работников превышает 35 человек, при наличии в течение последних 4 лет при проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований, не связанных с привлечением к административной ответственности.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия для объектов контроля, отнесенных к категории значительного, среднего, умеренного и низкого риска, не проводятся. Министерство проводит следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит.
Установлено, что министерство осуществляет информирование работодателей и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований. Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на интерактивном портале Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.ufz-kemerovo.ru), в средствах массовой информации, через личные кабинеты работодателей в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются: наличие у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных работодателей; требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; истечение срока исполнения решения Министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований; выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров; уклонение работодателя от проведения обязательного профилактического визита.
Контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на внеплановой основе только путем совершения должностным лицом Министерства и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, следующих контрольных (надзорных) действий: получение письменных объяснений; истребование документов.
Кроме того, положением устанавливается специальный режим государственного контроля (надзора) — мониторинг. Под мониторингом понимается режим дистанционного регионального государственного контроля (надзора), заключающийся в целенаправленном, постоянном (систематическом, регулярном, непрерывном), опосредованном получении и анализе информации о деятельности организаций, об объектах контроля с использованием систем (методов) дистанционного контроля должностными лицами Министерства в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Мониторинг основан на добровольном участии работодателей и осуществляется в случае проведения дистанционного контроля в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям по заявлению работодателя на условиях соглашения между ним и Министерством. Для осуществления мониторинга численность работников работодателя должна составлять не менее чем 35 человек.
Установлено, что по результатам контрольного мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия. Работодатель или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Работодатель, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с Министерством соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований. Правом на обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц обладает работодатель, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
Утратило силу постановление Правительства Кемеровской области — Кузбасса от 18.03.2021 N 113 «Об утверждении перечня должностных лиц Министерства труда и занятости населения Кузбасса, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)» и изменяющие его документы.
Документ в СПС КонсультантПлюс
Источник публикации-КонсультантПлюс,2025